Существенные изменения в Закон о контрактной системе

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внес в контрактную систему значительные правки. По мнению экспертов 44-online, в большей части они обоснованы и логичны.

Первое: сроки перехода к новой системе планирования, обоснования закупок и нормирования (ст.16-19) перенесены. Эти статьи вступают в силу не с 2015, а с 2016 года. Правовое регулирование планирования в 2015 году будет аналогичным прошедшему году. По нормированию возникает вопрос применения принятых во исполнение статьи 19 и вступивших в силу постановлений Правительства РФ (например, №1084 от 20.10.2014).

Второе: Исполнение государственных (муниципальных) контрактов будет иметь в 2015 году особенности. Пени и штрафы поставщикам могут быть отсрочены или списаны на основании специального постановления Правительства РФ. (часть 6.1 ст.34). Также допустимо будет в отдельных случаях изменение условий контракта, в т.ч. цены контракта. Правила также установит Правительство (часть 1.1 ст.95). Также в закон внесены положения о возможности реструктуризации задолженности банков по исполнению банковских гарантий, также на основании специального акта Правительства.

Третье: Положительно решился вопрос о возможности заключения с единственным поставщиком контракта на тепло-газо-водо и энергоснабжение, охрану и вывоз мусора на помещения заказчика, которые находятся в общем с другими пользователями здании и обслуживаются централизованно. Для этого изменена формулировка пункта 23 части 1 статьи 93 44-ФЗ. Такие контракты могут не содержать всех обязательных для госконтрактов положений по статье 34, т.к. чаще всего используются типовые формы монополистов (исключение внесено в часть 15 ст.34). Также данные контракты не вносятся в реестр контрактов (дополнена часть 1 ст.103).

Есть и другие новации. Каждый заказчик найдет в них что-то важное.

№п/п

Статья 44-ФЗ

Содержание

1

Ч.5 ст.18

В статье 18, которая вступает в силу с 2016 года, исключена возможность признания закупки необоснованной на основании мониторинга. Это логично, т.к. согласно ст.97 мониторинг является системой наблюдений и не может дать достаточных оснований для таких юридических действий.

2

Ч.4,6 ст.15

Уточнены правила закупок, проводимых бюджетными, автономными учреждениями, ГУПами и МУПами в форме капитальных вложений. В отдельных случаях органы власти передают подведомственным учреждениям полномочия на закупки по осуществлению капвложений в объекты государственной и муниципальной собственности. Новые формулировки однозначно относят такие закупки к регулированию 44-ФЗ и распространяют на них правила мониторинга, аудита и контроля в контрактной системе.

3

П.2) ч.2 ст.51

Ч.3 ст.66

Скорректировано содержание заявки на участие в открытом конкурсе. Информация о стране происхождения товара и производителе товара больше не требуется. В статье о требованиях к заявке на электронный аукцион также удалены спорные формулировки об указании «наименования места происхождения товара и производителя товара». Во всех случаях участник указывает теперь «наименование страны происхождения товара». Это более однозначно и проверяемо.

4

Ч.6.1, ст.66

Статья 66 об электронном аукционе дополнена еще одним положением. Это нужный пункт, который облегчит работу аукционных комиссий

«6.1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.»

 

5

П.6) ч.3 ст.73

Дополнен пункт по составу заявки на участие в запросе котировок. Однозначно прописано, что в нее должны входить «документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов».

 

6

П.7) ч.2 ст.83

Исключено требование о размещении извещения о запросе предложений на следующий день после срочной закупки лекарств по п.28 ч.1 ст.93. Верное техническое решение, т.к. требование было лишено логики.

7

Ч.10 ст.94

Статья дополнена уточнением содержания отчета об исполнении отдельного этапа контракта. К такому отчету должно прилагаться заключение экспертизы, если в соответствии с законом экспертиза проводилась с привлечением экспертов, экспертных организаций. Заказчик оформляет только акт приема-передачи товаров. выполненных работ, услуг.

8

Ч.3 ст.112

Действие установленных частью 3 статьи 112 переходных положений продлено до конца 2016 года. Среди них отсутствие обязанности включать в отчет информацию о соответствии закупки плану-графику (п.1 ч.9 ст.94) и ряд других.

9

Ч.32-39 ст.112

Заключительные положения дополнены статьями о введении правил контрактной системы на территории Республики Крым и Севастополя. Закупки для государственных нужд новых субъектов РФ будут идти по 44-ФЗ с июля 2015 года. Закупки для муниципальных нужд – с 2016 года.